Публикации

Нужно ли ускорять регулирование биопестицидов на фоне запрета агрохимических продуктов

Регулирование США по биопестицидам может послужить примером для реформ в других странах. Ведь несмотря на декларируемую поддержку биопестицидов, например, в ЕС и Великобритании процесс утверждения и допуска на рынок этих продуктов на самом деле не сильно отличается от агрохимических препаратовОб этом пишет в своей статье д-р Миншад Ансари, председатель Всемирного форума по биозащите (WBF), опубликованной на портале news.agropages.com. WBF возглавляет новую кампанию по реформе регулирования биопестицидов в Великобритании.
«Биопестициды (продукты биозащиты) представляют собой чистую, экологичную, эффективную, безопасную и устойчивую альтернативу, поскольку они используют естественных врагов для борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур. Эти продукты нетоксичны для пользователей и потребителей, а их естественная селективность в отношении вредных организмов-мишеней гарантирует, что они безвредны для опылителей и других полезных насекомых. Они разлагаются естественным образом, возвращая питательные вещества в наши голодные почвы, и при правильном использовании они могут быть не менее эффективными, чем химические продукты, но с тем преимуществом, что они более бережно относятся к окружающей среде.
Спрос на биопестициды в последние годы увеличился, особенно в связи с тем, что все большее количество химических пестицидов уходит с рынка.
Однако процесс регулирования биопестицидов идет медленно (часто занимает 5 лет и более), и многие компании, в частности, в Великобритании надеются на реформу системы регулирования. Сейчас, когда Великобритания после брексита свободна принимать решения, отрасли следует выступить с призывом к реформе биопестицидов.
Аргументы в пользу реформы регулирования, вероятно, будут встречены с большим сочувствием и справедливостью, особенно те, что касаются сектора, который способствует более зеленой окружающей среде, с учетом важности зеленой повестки дня как основы промышленной стратегии правительства.
Пробел на рынке
В последнее десятилетие многие агрохимикаты были изъяты с рынка, и Великобритания не исключение.
По данным Pesticide Action Network (PAN), более 225 пестицидов в настоящее время запрещены в Великобритании и ЕС. Кроме того, ЕС намеревается сократить использование пестицидов на 50% к 2030 году из-за их негативного воздействия на здоровье почвы, экосистему и дикую природу.
Однако, поскольку применение некоторых важных пестицидов запрещено, садоводы, фермеры, лесники, и действительно все, кто в настоящее время использует пестициды для борьбы с вредными организмами и обеспечения адекватной урожайности, часто остаются без альтернатив.
Пример. Запрет хлорпирифоса в 2016-м году привел к массовому размножению популяции вредной болотной долгоножки, чьи личинки являются серьезными вредителями дерна и газонных трав. В отсутствии адекватного контроля популяция болотной долгоножки продолжает расти из года в год.
Ранее в этом году правительству Великобритании пришлось отказаться от своего обещания сохранить запрет на пестициды, наносящие вред пчелам. Хотя экологические активисты в средствах массовой информации горько жаловались на этот шаг, нельзя отрицать, что работающие фермеры почувствовали облегчение, когда Национальный союз фермеров (NFU) и британская Ассоциация сахара добились успеха в лоббировании разрешений на экстренное использование продукта, содержащего неоникотиноид тиаметоксам на семенах сахарной свеклы из-за угрозы, исходящей от вируса желтухи свеклы.
Проблема с запретом токсичных пестицидов заключается в том, что сложилось мнение об их незаменимости.
Тем не менее, уже разработано множество нетоксичных натуральных альтернатив. Они просто не были одобрены для использования в Великобритании или ЕС, поэтому их и нет на рынке.
По состоянию на конец 2020 года на рынке США было более 200 биопестицидов по сравнению с 60-ю на европейском рынке.
Поскольку спрос на производство органических продуктов питания в ЕС высок, и все большее число производителей в ЕС стремятся использовать биопестициды, напрашивается вывод: ограниченное количество зарегистрированных биопестицидов на рынке Евросоюза связано со сложностью нормативных положений ЕС по пестицидам (а не с отсутствием спроса). Эта сложность может и должна измениться.
Видение успешной нормативной базы
Чтобы получить одобрение действующего вещества на уровне ЕС, заявитель должен следовать процедурам, которые не отличаются от процедур для химических пестицидов (хотя и слегка адаптированы для биологических продуктов, а не для химикатов).
Это включает подготовку подробного досье, основанного на обширных тестах и ​​строгих требованиях к данным, и его последующий обзор и оценку соответствующим государством-членом и EFSA (теперь HSE в Великобритании).
Оценка нового продукта должна занять около 12–22 месяцев, но в действительности обычно занимает до 5 лет. Известно, что по крайней мере один новый биопестицидный продукт получил одобрение за 15 лет.
Такие сроки и требования не только наносят вред биотехнологическим компаниям и производителям, лишают конечных пользователей столь необходимых продуктов для срочного заполнения пробелов на рынке, созданных запрещенными химическими веществами.
Ситуация в Великобритании и ЕС особенно удручающая, потому что многие биологически активные вещества (как химические вещества биологического происхождения, так и микробы) уже многократно описаны и задокументированы, следовательно, значительная часть досье может включать информацию из опубликованной литературы, что экономит время и деньги на ненужные тесты. В некоторых случаях было бы разумно отказаться от данных об остатках, экологической судьбе и экотоксикологии.
Для многих биопестицидов компоненты составов инертны или не представляют токсикологической опасности, поэтому оценка риска может быть обоснованно основана только на активном веществе. В качестве другого примера, для групп организмов с общими свойствами возможность обмена данными поможет сократить время регистрации и облегчить быстрое внедрение биопестицидов.
Более того, запросы на реформу регулирования в Великобритании и ЕС не могут считаться необоснованными, когда система регулирования биопестицидов США предоставляет готовую модель для простой эмуляции.
Нормативно-правовая база США в отношении биопестицидов во многих отношениях менее сложна, чем в ЕС. Так, в США меньше бюрократии, и это допускает освобождение от регистрации в случае продуктов с минимальным риском.
Система США также позволяет заявителям пользоваться данными на основании опубликованной литературы или путем предоставления собственных данных. Благодаря этим и другим различиям регистрация новых биопестицидов в США обычно занимает на полтора года меньше, чем в ЕС.
Оптимизация процесса регулирования для этих продуктов в Великобритании и ЕС позволит соблюсти установленные властями сроки в 12–22 месяца и позволит индустрии зеленых биопестицидов заполнить растущие пробелы на рынке средств борьбы с вредителями.
Мы все выиграем, если нам удастся создать нормативную среду, которая питает и поддерживает индустрию биозащиты. WBF (организаторы ежегодного саммита по биопестицидам) по-прежнему выступают за сотрудничество между всеми заинтересованными сторонами в нашей отрасли».
(Источник: news.agropages.com. Автор: д-р Миншад Ансари, председатель WBF).