В 2021 году затраты украинских аграриев на ж/д логистику зерна выросли вдвое — эксперт
Затраты украинских производителей зерна на железнодорожную логистику аграрных грузов к морским портам Украины в 2021 году увеличились вдвое по сравнению с предыдущим годом. Решающим фактором роста затрат аграриев стал образовавшийся к осени 2021 года дисбаланс спроса и предложения железнодорожных вагонов-зерновозов «Укрзализныци» Об этом на своей странице в сети Facebook написал член логистического комитета ЕБА и советник главы правления АО «Укрзализныця» Юрий Щуклин.
«Если проанализировать затраты производителей зерна из разных регионов Украины, в среднем картина выглядит одинаково — в 2020 г. железнодорожная логистика убранного с 1 га урожая зерна стоила в среднем $300, а в 2021 г. — уже $600. Затраты на железнодорожную логистику фактически сравнялись с затратами производителя на 1 га на выращивание зерна. Есть мнения, что нынешняя маржинальность зерновых культур позволит аграриям выдержать это ценовое давление, но вопрос в другом. За перевозку производители заплатили в два раза больше, но при этом не получили ни уверенности, ни надежности, ни гарантий выполнения сроков поставок, все осталось на прежнем уровне», — отметил эксперт.
При этом он уточнил, что предпосылки дисбаланса спроса и предложения вагонов-зерновозов были созданы весной и летом 2021 г. бездействием предыдущего менеджмента государственного перевозчика, который «не интересовался потребностями рынка и не выходил на контакт с аграриями»
«Уже в августе аграрии с точностью до 90% знали, какие объемы урожая они уберут. Производители же, которым уже тогда надо было контрактоваться с покупателями, были лишены возможности знать, сколько из этого урожая смогут вывезти железной дорогой, какова доля участия вагонов “Укрзализныци” в перевозке и какими будут условия. Отсутствие информации создало искусственный дефицит провозной способности железной дороги», — подчеркнул Ю.Щуклин.
По его мнению, стабилизующим фактором на рынке логистики железнодорожных грузов стали проактивные действия нового топ-менеджмента «Укрзализныци».
«Следует отдать должное волевому решению прекратить «ручное» распределение парка вагонов ЦТЛ и выставить все зерновозы “Укрзализныци» на Prozorro. Хотя механизм английских аукционов при краткосрочном планировании разогревал цены и не спасал рынок. Также уже произошли изменения в планировании перевозок — «Укрзализныця» согласилась увеличить сроки планирования до полугодия. Темой 2022 г. станет внедрение механизма взаимной ответственности всех участников логистики и развития IT-составляющей обеспечения перевозок», — резюмировал эксперт.
Источник: https://www.zol.ru/n/35039