Рынок макаронных изделий: сохранится ли рост?
В январе–июне 2020 года производство макаронных изделий в России выросло на 18 %. Столь значительное увеличение связано с переходом большей части населения на режим самоизоляции. В условиях кризиса потребление недорогих продуктов питания традиционно возрастает, поэтому аналитики предупреждают, что это краткосрочная тенденция и по мере стабилизации ситуации темпы роста спроса на макароны будут снижаться.
Можно сделать основной вывод, что по мере выхода из кризиса конкуренция будет увеличиваться, темпы роста снизятся, но падения рынка не произойдет. Давайте проследим динамику выручки основных производителей макаронных изделий в 2007–2018 годах (см. график 1). В целом выручка всех крупных производителей стабильно росла на протяжении всего изучаемого периода. Небольшое замедление темпов или незначительное снижение наблюдалось лишь в периоды острой фазы кризисов, преимущественно в 2008–2009 годах. В основном этот тренд объясняется ростом потребления продукции низкого ценового сегмента (макароны категории «B» из хлебопекарной муки). В условиях пандемии, кризиса и самоизоляции 2020 года макароны для многих людей, как и ранее, заменили более дорогие виды гарнира, поэтому объемы их продаж существенно выросли. Какие еще факторы влияют на рынок, рассмотрим далее.
График 1. Динамика выручки основных производителей макаронных изделий в 2007–2018 годах
Основные тенденции развития рынка макаронных изделий
В настоящее время формирование рынка происходит под действием разнонаправленных факторов и тенденций:
1. Рост потребления макаронных изделий в условиях снижения доходов населения. В 2019 году среднедушевое потребление составило 9,9 кг против 7,8 кг в 2015 году (рост 27 %). Макаронные изделия относятся к товарам первой необходимости, однако падение покупательной способности потребителей может привести к тому, что они будут и дальше сокращать свои расходы.
2. Увеличение спроса на макароны из твердых сортов пшеницы. Доля макаронных изделий группы «А» в общем объеме потребления за последние 10 лет выросла в 1,5 раза (с 30 % до 45 %). Этому способствовало позиционирование макарон из твердых сортов как одного из продуктов для здорового питания.
3. Обострение конкуренции и появление новых ниш на рынке макаронных изделий. Уровень конкуренции будет расти и далее за счет теневого сектора, а также из-за открытия новых производств крупными игроками. Загрузка производственных мощностей на начало 2020 года оценивалась в 60–70 %. В связи с этим производители активно реагируют на появление спроса в новых сегментах, в частности на изделия без глютена, из цельнозерновой муки, мультизлаковых макарон, а также продукцию для азиатских кухонь.
4. Рост цен на сырье. В 2019 году мука, затраты на которую в себестоимости производства макарон составляют до 80 %, подорожала на 50 %. В 2020 году рост цен продолжился из-за снижения курса рубля и увеличения привлекательности экспортных поставок зерна.
5. Рост популярности готовых блюд из макаронных изделий, особенно в крупных городах, происходит из-за возрастающего темпа жизни, а также в связи с тем, что становятся популярными блюда из макаронных изделий, относящиеся к кухням других стран (итальянской, азиатской и т. д.). На основе данных тенденций можно сделать прогноз по развитию рынка макаронных изделий на ближайшие годы.
Прогноз развития рынка на 2020–2022 годы
Рынок макаронных изделий – один из немногих, где в условиях кризиса наблюдается рост. На фоне общего падения ВВП России (3,8 % за семь месяцев 2020 года) рост производства макаронных изделий говорит о стабильном положении отрасли. В связи с этим аналитики дают благоприятные прогнозы развития рынка (см. график 2):
График 2. Прогнозы развития рынка макаронных изделий на 2020–2022 годы
1. Оптимистичный. При условии сохранения режима самоизоляции или других ограничений тренд на домашнее потребление макаронных изделий в условиях снижения располагаемых доходов населения будет увеличиваться. Рынок макаронных изделий к 2022 году вырастет на 20 % при среднегодовых темпах 4–6 %.
2. Пессимистичный. При затягивании экономического кризиса и значительном снижении доходов населения темпы прироста потребления не превысят 1–2 % в год.
3. Базовый. В промежуточный сценарий заложен среднегодовой рост рынка в 4 % и увеличение его объема в конце прогнозного периода на 12,5 % по отношению к показателям 2019 года.
Главный прогноз. Дальнейшее развитие рынка по мере выхода из кризиса возможно в основном за счет увеличения объемов экспорта, т. к. на внутреннем рынке наблюдается определенное насыщение. Растущая конкуренция будет заставлять производителей искать новые каналы сбыта своей продукции за рубежом, поскольку потенциала для импортозамещения в отрасли практически нет (доля импорта составляет 4 %). Экспорт в структуре рынка макаронных изделий занимает всего 2 %, основные направления развития внешнеторговых поставок — страны Таможенного союза и СНГ.
Исследование подготовлено компанией MegaResearch
Источник записи: Перейти
Дата добавления: 2021-01-21 13:24:31