Публикации

Развитие речных перевозок зерна в Украине возможно только при условии доработки законодательной базы — УЗА

В настоящее время в Украине существуют две ключевые проблемы, которые сдерживают развитие внутренних речных перевозок, – это состояние инфраструктуры и уровень законодательного обеспечения, в т.ч. недавно принятый Закон Украины «О внутреннем водном транспорте». Об этом заявил президент Украинской зерновой ассоциации Николай Горбачев, сообщила 19 марта пресс-служба УЗА.
«Принятый закон о внутреннем водном транспорте несет угрозу навигации и речной отрасли. Он позволяет заходить на реки Украины старым судам под иностранным флагом без каких-либо ограничений перевозок. Представьте, к каким последствиям может привести авария такого судна на одном из шлюзов Днепровского каскада», — отметил Н.Горбачев.
По его мнению, ситуацию может улучшить внесение изменений в принятый закон, которые должны обеспечить равные условия для отечественного флота и иностранного. Кроме того, считает президент УЗА, нужно отменить акциз на топливо для речных перевозок, либерализовать ведение бизнеса в данной сфере и гармонизировать украинское законодательство в данной сфере с ЕС.
По словам Н.Горбачева, речная отрасль имеет значительный потенциал к увеличению перевозок зерновых грузов.
«Около 90% экспорта зерна Украины идет через морские порты, в которые зерно доставляется по железной дороге (65%), автотранспортом (25%), а рекой – лишь 10%. При этом, если одна баржа может перевезти до 4 тыс. тонн зерна, то для такого же объема перевозок автотранспортом нужно 200 автомобилей-зерновозов, которые негативно влияют на экологию и дорожную инфраструктуру», — отметил эксперт.
Также Н.Горбачев напомнил, что Украина в 2020 г. вырастила 39 млн тонн зерна в областях, которые расположены вблизи Днепра, но при этом его перевозки по реке составили лишь 3,5 млн тонн.
«Такая ситуация сложилась из-за того, что у нас недостаточно развита инфраструктура на Днепре, каскад шлюзов требует не только ремонтов, но и модернизации. При этом средства на проведение плановых ремонтов всегда выделяются с опозданием. Это не только создает препятствия для развития речных перевозок, но и несет угрозу национальной безопасности, поскольку шлюзы Днепровского каскада являются объектами критической инфраструктуры для государства», — резюмировал эксперт.