Публикации

Казахстан вводит запрет на въезд подвижного состава из сопредельных государств

«Убрав конкурентов, страна пытается поддержать местных операторов»
В последнее время в отношениях между Москвой и Астаной наблюдаются изменения не в лучшую сторону. Особенно рьяно Казахстан отстаивает свои интересы на экономическом поле. В борьбе за собственную выгоду нет ничего предосудительного, но во всем должна быть мера. Взять, к примеру, ситуацию, которая возникла в сфере грузоперевозок. С 18 декабря Казахстан закрывает границы для российского железнодорожного состава. Ограничение продлится по 28 февраля. Какие опасности таит остановка въезда порожних вагонов, разбирался «МК».
Казахстан вводит запрет на перевозку всех собственных и арендованных порожних крытых вагонов, полувагонов и зерновозов железными дорогами Казахстана (АО «Национальная компания «Казахстан темир жолы» (далее — КТЖ) (единственный перевозчик по территории Республики Казахстан, аналог ОАО «РЖД»). Об этом сообщил Совет по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества (ЦСЖТ). Документ есть в распоряжении «МК». Ограничение будет действовать с 18 декабря по 28 февраля.
Подобный запрет вводится не впервые. В июне 2020-го Казахстан ввел бессрочный конвенционный запрет на ввоз порожних полувагонов на свою территорию из других государств. Декабрь 2021-го — и очередной запрет. В конце сентября 2022-го действовало временное ограничение на использование своей железнодорожной инфраструктуры. Аргументы по большей части одни и те же: профицит подвижного состава на собственной железнодорожной сети, который влечет перегруженность инфраструктуры.
По факту получается, что данный запрет убирает конкурентов в лице отечественных компаний с территории Казахстана. Конкурентный баланс на трансграничном рынке организации железнодорожных перевозок зерновых грузов на территории Таможенного союза и Единого экономического пространства рушится. Конвенционный запрет КТЖ создает для российских собственников вагонов зерновозов дискриминационные условия ведения хозяйственной деятельности на трансграничном рынке оказания услуг по организации перевозок зерновых грузов в географических границах Таможенного союза.
«Казахстан предпринял попытку вытеснить российские компании из региона. Это очень большая проблема, — говорит депутат Государственной думы, член Комитета по аграрным вопросам Сергей Лисовский. — Можно сказать, что Казахстан нанес России удар в спину. Между тем из России через Казахстан много грузов идет в Китай, Таджикистан, Узбекистан».
Российские операторы просят отменить данное самовольное ограничение. По их мнению, введением конвенционных запретов КТЖ преследует цели создания преференций собственных дочерних — зависимых обществ и сокрытия неудовлетворительных результатов работы по обеспечению вывоза грузов казахстанских грузоотправителей. Это приводит к увеличению доли доходов зависимых от КТЖ обществ за счет нанесения прямого ущерба инфраструктуре ОАО «РЖД». Об этом сообщили в компании «Технотранс» (оператор зерновых и крытых грузовых вагонов).
«Планов много, и они уже утверждены. Это и транзитные, и экспортные, и импортные перевозки по территории Казахстана. А сейчас, получается, что с 18 декабря мы даже заехать не сможем на их территорию, — говорит генеральный директор оператора зерновых и крытых грузовых вагонов «Технотранс» Виктор Чуйкин. — Казахстан испытывает острый дефицит зерновозов в период массовой перевозки зерна и закрывает страну по внешнему периметру границы на несколько месяцев. И такая ситуация происходит не в первый раз. Таким образом, убрав конкурентов, страна пытается поддержать местных операторов. Российский и белорусский парки вагонов дешевле на треть. Они представляют интерес для грузоотправителей. А сейчас им придется использовать казахстанский, более дорогой парк вагонов. А ведь ситуация с движением и без того напряженная. Зима, пути чистить надо. Сейчас появятся сотни брошенных поездов, которые будут стоять на границе. Что с ними делать? Непонятно».
Российские операторы считают, что данная мера отчетливо демонстрирует вмешательство КТЖ в финансово-хозяйственную деятельность отечественных компаний, занимающихся перевозкой зерна и других грузов, подчеркивает антиконкурентный характер конвенции.
Таким образом, в зону действия конвенции попадает вся Республика Казахстан, а не отдельные ее станции, грузоотправители. Между тем введение запретов такого рода по всему периметру границы государства относится к сфере национальной политики и не является юрисдикцией хозяйствующего субъекта — КТЖ.

Источник: https://www.zol.ru/n/37dad