Публикации

Хватит ли российским аграриям запчастей для импортной техники?

Аграрии России столкнулись с проблемой ремонта и обслуживания иностранной сельхозтехники из-за нехватки запчастей. При этом доля импортных машин в парке сельхозпроизводителей, составляет 30-40%, сообщает «Коммерсантъ».
По словам председателя правления ассоциации дилеров сельхозтехники АСХОД Александра Алтынова, отгрузки запчастей со складов производителей и импортеров внутри страны продолжаются, но дозированно.
«Чем дальше, тем больше артикулов в дефиците, но в зависимости от брендов ситуация разнится. Самая сложная ситуация с John Deere, потому что у них очень большой парк, и какой бы ни был большой склад, он истощается. По AGCO проблем пока практически нет, но это не значит, что они не возникнут осенью», — рассказал Алтынов.
О снижении темпов поставок сообщили и в ГК «Русагро», в которой на долю иностранных брендов приходится 85% парка техники. Вместе с этим стоимость запчастей выросла среднем на 30–50%, что связано в том числе с дополнительными затратами на логистику, отметил Александр Алтынов.
Насколько хватит запасов кубанских аграриев
По данным министерства сельского хозяйства Краснодарского края, в регионе тоже возникли сложности при ремонте и обслуживании сельскохозяйственной техники иностранного производства. Но ситуация не критическая, и проблемы с наличием запчастей у аграриев пока нет.
«Аграрии своевременно проводят обслуживание и ремонт техники, что позволяет совершать все агроработы в точно указанные сроки. Большинство торгово-сервисных организаций по поставке сельскохозяйственной техники и запасных частей к ней, имеют ограниченное количество наиболее востребованных запасных частей, рассчитанное на период от 3-х до 6-ти месяцев», — прокомментировали в министерстве.
Всего на полях Краснодарского края работает 114588 единиц сельскохозяйственной техники. Из них 14,7% или 16835 единиц — иностранного производства.
Доли импортной и отечественнойсельхозтехники на полях Краснодарского края

По оценке краевого минсельхоза, запасы расходных материалов и запасных частей для ремонта и проведения ТО в организациях края с момента введения санкций составляли от двух до четырех месяцев. Сейчас запасы восполняются на постоянной основе, в том числе, за счет перестроения логистических цепочек.
«В настоящее время прорабатывается новая схема поставок запасных частей из-за пределов Российской Федерации (в том числе и республики Беларусь) с учетом доступных рынков и параллельного импорта. В связи с новыми логистическими цепочками доставки запасных частей увеличиваются сроки поставки и цена приобретаемых запчастей. Также заводы изготовители в Российской Федерации начинают производить востребованные запасные части к иностранной технике», — отметили в министерстве.
Поиск альтернатив
Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев отмечал, в регионе более 60% тракторов белорусского производства. В июле 2022 года власти Кубани подписали соглашение с Минским тракторным заводом о производстве тракторов на территории Краснодарского края. В 2022 году завод на промышленной площадке в станице Староминской планирует выпустить около 250 единиц техники.
В парке агрохолдинга «Степь» около 60% техники произведено в России. На отечественную технику также переходит «Агрокомплекс». Нехватки техники в компаниях на данный момент не ощущает, так как заблаговременно провели закупку всего необходимого.
Другая ситуация сложилась в концерне «Покровский», где 60-70% техники было иностранного производства. На ведущих позициях в холдинге использовалась только техника зарубежного производства. По словам главного инженера концерна Константина Ершова, большинство дилеров зарубежной техники повели себя в условиях санкций недобросовестно.
«Дилеры и официальные дистрибуторы в России как под копирку отменили все финансовые преференции — рассрочки, скидки, изменили сроки и условия доставки. Цены взвинтили максимально, как рассчитали их по курсу 120 рублей за доллар, так они и не снизились за три месяца. Некоторые бренды ушли с рынка, другие — кратно ограничили доставку», — прокомментировал Константин Ершов РБК Ростов.
Он добавил, что в июне ситуация начала стабилизироваться. ГК «Концерн «Покровский» перестраивает логистические потоки, присматривается к аналогам, в том числе, китайского производства, и пробует задействовать параллельный импорт. По мнению Ершова, параллельный импорт «позволяет аграриям закрывать брешь, которая образовалась весной в связи с политикой официальных дистрибуторов иностранных производителей в России».
Ситуация у соседей
В Ростовской области доля импортных тракторов и комбайнов на полях не превышает 10%. Между тем, с поставкой запчастей для них с началом спецоперации на территории Украины возникли сложности, рассказал министр сельского хозяйства и продовольствия региона Константин Рачаловский.
«Мы должны держать на постоянном контроле ситуацию с обеспечением запасными частями для импортной техники. На сегодняшний день это, наверное, самое слабое звено. Сейчас все подготовлено на 100%, но вот дальше нужно работать над непрерывностью поставок», — отметил министр.
В Ставропольском крае доля импортной сельхозтехники в структуре машинно-тракторного парка края относительно невелика и составляет 8,3% (6,7 тыс. единиц из 81,3 тыс. единиц). Как рассказали минсельхозе региона, обеспеченность основных торгующих организаций региона запасными частями и расходными материалами на период проведения уборочных и сопутствующих работ в целом составляет 75%, в том числе по импортным — 72% (белорусским — 85%).
«На данный момент налажены логистические маршруты на поставку запасных частей через Турцию и Китай. Критических проблем с поставкой запасных частей не наблюдается», — сообщили РБК Кавказ в министерстве сельского хозяйства региона.

Источник: https://www.zol.ru/n/369ed