Публикации

Четыре пути. Какие возможности существуют для вывоза зерна с Украины

Россия, Украина, Турция и ООН ведут переговоры о разрешении проблемы с поставками зерна. Турецкая сторона намерена создать в Стамбуле так называемый зерновой центр.
Для вывоза зерна с Украины морем необходим безопасный проход судов. Президент России Владимир Путин предложил несколько вариантов решения проблемы и выразил готовность содействовать в этом. Однако Киев выдвигает условие отвода российских сил.
С начала года цены на пшеницу и кукурузу существенно выросли. Запасов пшеницы, как отмечалось на заседании Совбеза ООН 21 мая, в мире хватит только на 10 недель, и эти прогнозы хуже, чем в кризисных 2007-2008 годах.
ТАСС собрал основные сценарии возможного вывоза украинского зерна.
Через Бердянск и Мариуполь
Россия готова, как отмечал Путин, создать «необходимую логистику» и обеспечить беспроблемный вывоз зерна из портов Бердянска и Мариуполя, не выдвигая «никаких условий».
Мирный провоз и безопасность подходов к этим портам, а также обеспечение движение судов по Азовскому и Черному морю входит в возможные российские гарантии.
Работа по разминированию акваторий Бердянска и Мариуполя практически закончена.
Через Одессу
Россия не против вывоза зерна через подконтрольную украинским силам Одессу и готова гарантировать проход судов.
Выход судов с зерном из порта станет возможным только после разминирования акватории и подъема со дна Черного моря затопленных украинской стороной кораблей.
Путин заверил, что Россия не станет использовать ситуацию для гипотетической атаки города с моря.
По данным агентства Bloomberg, РФ и Турция предварительно договорились разблокировать порт Одессы. Анкара планирует создать специальный центр в Стамбуле для отслеживания и координации рейсов, Москва в свою очередь якобы настаивает на досмотре приходящих в Одессу судов на предмет несогласованных поставок оружия.
Через страны Запада
Вывоз зерна, как указывал Путин, также возможен по реке Дунай в сторону румынских портов.
По железной дороге продовольствие может быть вывезено в Венгрию, Румынию, Польшу. Однако, поскольку на Украине используется русская железнодорожная колея (1 520 мм), необходима перестановка вагонов на тележки для европейской колеи (1 435 мм). Эта процедура может занимать несколько часов.
На Украине, по данным «Укрзализныци» есть шесть пунктов смены тележек: на границе с Польшей — Ягодин (может обслуживать 28 вагонов в сутки) и Мостиська (18), с Венгрией — Есень (30), с Румынией — Вадул-Сирет (40). Вместе с зарубежными пунктами перестановки возможен пропуск не более 175 вагонов в сутки — при средней длине грузового состава в 75 вагонов.
Литва, предлагающая свой порт в Клайпеде для экспортного вывоза украинского зерна, запустила железнодорожные составы, которые протестировали маршрут на Украину через Польшу в объезд Белоруссии. Но время в пути не укладывается в рамки рентабельности. Еще одной проблемой стал дефицит вагонов, которых требуется около 4 тыс., но ни у Литвы, ни у Украины такого количества нет.
Через Белоруссию
Через Белоруссию пропуск составов будет без перестановки тележек, оттуда возможна прямая доставка зерна в порты Прибалтики.
Этот путь сейчас не устраивает ни Запад, ни Украину, поскольку предполагает снятие санкций с властей Белоруссии.

Источник: https://www.zol.ru/n/36410